Любой текст размещается на сайте для того, чтобы его прочитал пользователь — так формируется поведенческий фактор, лежащий в основе алгоритмов индексации поисковыми системами.
Чем больше пользователей читают тексты (показатель Метрики «Время на сайте») — тем выше место в поисковой выдаче по ключевому запросу. Чем меньше сайт нравится посетителям (показатель Метрики «Процент отказов») — тем ниже позиции в поисковике.
Все просто и достигается сочетанием двух факторов:
- Индексация — любой человек и бот поисковой системы (не важно, Яндекс или Google — они действуют одинаково) должны найти по ключевому запросу текст, размещенный на вашем сайте.
- Типографика — посетителю и боту должно быть удобно читать текст, для чего есть правила оформления.
Можно дальше не читать, а воспользоваться рекомендациями самих поисковых систем: Методичка от Яндекса Советы от Google
Причем на страницах по этим ссылкам важно даже не то, что написано, а то, как это оформлено, то есть типографика, которую поисковые системы считают эталонной. Тексты обеих «методичек» имеют тот вид, который хорош и для людей, и для машин, и для копирования.
Оформление текста для поисковых систем
Это часть текстового контента, которую пользователь видит, задав поисковый запрос. Она состоит из:
- заголовка страницы, заключенного в тег title.
- краткого содержания страницы, заключенного в мета-тег description.
Эта короткая справка не имеет отношения к оформлению текста на странице, но важна для понимания: зачем мы все это делаем. От того, как текст представлен в поисковой выдаче, зависит поведение пользователя. Будущий посетитель еще ничего не знает о вашем сайте и видит только title страницы, он же — ссылка для перехода. Это ключевой момент взаимодействия, поэтому основное внимание — заголовку.
Заголовок
Обратите внимание: заголовок текста и заголовок страницы — это два разных элемента контента, и каждый имеет свое оформление. Хорошо, если CMS вашего сайта формирует title страницы из заголовка текста, но это происходит не всегда, поэтому обязательно проверьте.
Заголовок текста на странице должен:
- начинаться с ключевого запроса;
- быть коротким, иначе он не уберется в строку выдачи поисковой системы;
- заинтересовать пользователя.
Примеры для ключевого запроса «курс биткоина»:
- условно хороший — Курс биткоина в апреле устроил американские горки.
- безусловно плохой — Апрельские американские горки курса биткоина.
Заголовок текста оформляется тегом h1.
Подзаголовки
Для их оформления используются теги h2 и далее, а сами подзаголовки служат для разделения текста на логически завершенные части. Читать структурированный текст удобно и людям, и машинам. В подзаголовки можно помещать словоформы основного ключа.
Маркированные и нумерованные списки
Их наличие облегчает восприятие информации для людей, а боту поисковой системы сигнализирует о качественной подготовке контента. Поэтому наличие списков в тексте можно считать обязательным, особенно, если речь идет о страницах лидогенерации:
- описаниях категорий;
- текстах подкатегорий;
- карточках товаров.
Шрифты и интервалы
Не бывает красивых и некрасивых шрифтов — используйте те, которые одинаково хорошо читаются во всех браузерах и со всех устройств. Где их брать? Конечно, в Google Fonts (кроме тех редких дней, когда битва Роскомнадзора со вселенским злом выходит за пределы здравого смысла).
Шрифт должен быть прямым (как Arial и другие гротески), контрастным фону, темно-серым. Интерлиньяж — расстояние между строк — должно быть 1,5 кегля, тогда текст не будет «сливаться». Расстояние между абзацами должно быть комфортным для глаз, например, 0,75 от интерлиньяжа. Длина абзацев не должна превышать 3−5 строк. Длину строки можно посчитать по Брингхарсту: кегль, умноженный на 30.
Почему так? Потому что. Теорий и исследований на эту тему великое множество, но такая разметка текста используется на 80% сайтов, стоящих в ТОП выдачи Яндекс и Google.
Экранная типографика
Термин внаглую заимствован у студии Артемия Лебедева, которая внесла неоценимый вклад в развитие интернета, создав программу «Типограф». Кавычки, тире, «висящие» предлоги, лишние пробелы — все эти нюансы должны быть учтены при оформлении и приведены в соответствие с правилами. На ранжирование это не влияет, но демонстрирует посетителю и боту ваше уважение и серьезное отношение.
Три совета
Не ленитесь защищать тексты от плагиата — для этого в вебмастере Яндекса и Google есть соответствующий функционал. Кстати, минимальный размер текста для индексации в Яндексе составляет 500 знаков, а в Google лучше начинать с 2000.
Проверяйте сайт на валидность и кроссбраузерность — текст должен хорошо читаться на мобильных устройствах и через любые браузеры. Неадаптивные сайты гораздо хуже ранжируются в поисковых системах, а в Google еще и пессимизируются в выдаче.
Если вы нашли деньги, чтобы заказать уникальный контент, то найдите еще немного на правильное оформление. Любая поисковая система — это большая библиотека, где преимуществом всегда будут пользоваться тексты, комфортные для чтения. Уникальные, интересные, полезные для людей — да. Но и среди таких страниц есть конкуренция, в которой мелочей не бывает.